Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.05.2024, 17:24

Благовещенская специальная (коррекционная) школа-интернат...

Меню сайта
Категории раздела
Планирование на текущий месяц. [0]Текущая неделя. [0]
Сегодня. [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Аналитическая статья

«Применение методов социальной адаптации на уроках математики в специализированной коррекционной (общеобразовательной) школе – интернат VIII вида»
 
        "Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому что должен был родиться; он пришёл как бы на зов людей… У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем - , может быть, великая… И для того он наделён величайшей энергией духа, а наш долг - помочь выполнить её" 
          В специальных (коррекционных) школах VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения физического развития (умственно – отсталые дети). Целью специального образования детей с ограниченными возможностями обучения является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. 
         В последние годы термин «социальная адаптация» получил широкое распространение в научных исследованиях и практической работе психологов, реабилитологов, педагогов. При этом часто термин «адаптация» отождествляется с такими понятиями, как «интеграция», «социализация», «реабилитация», «компенсация». Понятие «социальная адаптация» применяется достаточно свободно в разных аспектах деятельности. Л.В. Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
          Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе математических (геометрических), тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества. найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость. Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.
          В целях социальной адаптации учащихся, считаю правильным, использование игровых технологий. Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций. Ведя речь об игре, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др (См. Рисунок 1).
 
 
Рисунок 1 - Классификация игр, используемых на уроках математики .
 
        Применяя в работе с детьми игровые технологии, педагоги тем самым способствуют не только привитию детям социльного опыта, но и их социальной адаптации в школе-интернате, а в дальнейшем результаты этой педагогической деятельности станут базисом для дальнейшей успешной социальной интеграции ребенка в социуме. Благодаря сюжетно-ролевой игре у детей развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых.
       Игровая деятельность может использоваться не только как воспитательное средство, но как и терапевтическое. Она может использоваться для разрешения жизненных проблем, возникающих у ребенка, коррекции межличностных отношений, ободрения ребенка, восстановления равновесия сил, улучшения здоровья детей.
       Таким образом, в процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразно меняющихся условиях. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Школа должна дать такие знания, умения, навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей действительности математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.
        В меняющихся условиях жизни нашим детям очень трудно адаптироваться. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эти знания можно получить при решении арифметических задач. Условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на: формирование экономических понятий на уроках математики; развитие понятийного аппарата; раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений; овладение элементарными экономическими понятиями; успешная адаптация в быту; включение в производственную деятельность.
        Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения и навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся. Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.
        Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении учащихся в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях. Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты. Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным.        
       Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.
      Элементы экономического образования я применяю на уроках математики и геометрии. Это планирование бюджета семьи, расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банка, уметь высчитывать площадь своей квартиры, комнаты для приобретения необходимых строительных материалов для ремонта.
       Например, при изучении десятичных дробей используем счета – квитанции по оплате коммунальных услуг. Во время работы с такими квитанциями проводится объяснительная работа с новыми для них понятиями - квитанции, виды услуг, льготы и так далее. При решении подобных задач обязательно рассказываю об экономии, об необходимости ставить счётчики на газ воду, тепло. Рассчитываем на уроке количество продуктов для приготовления различных блюд, которые учащиеся будут готовить на уроках СБО, стоимость завтрака, обеда на одного учащегося, класса, всех учащихся школы на один день. При изучении в 9 классе темы « проценты», знакомлю учащихся с понятием «субсидия», расчётом возможности получения субсидии на оплату коммунальных услуг. При постоянно меняющихся ценах на товары, «скидки» на товары, и «распродажи» - учащиеся должны уметь ориентироваться во всех явлениях уметь выбирать более экономичную для них покупку. С этой целью составляю задачи, где речь идёт о стоимости товара, скидках, кредитах. Указываю название магазинов, товаров, для того чтобы учащиеся могли возможности самим проверить это и сделать для себя вывод. При решении задач на проценты, знакомлю учащихся с видами услуг банков Подсчитываем сколько рублей составляет процентная ставка при оформлении ссуды, при её возвращении не в один приём, а постепенно. При изучении темы «нахождение среднего арифметического» - составляю задачи на вычисление средней заработной платы для начисления отпускных.
         Уровень социальной адаптированности личности зависит прежде всего от особенностей самой личности, её адекватного поведения и действий в соответствии с интересами и потребностями. Задачей обучения детей с нарушениями интеллекта в коррекционной школе является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. 


Литература:
 1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
2. Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 4. Перова М.Н. Математика 9кл. М.:Просвещение,2001.
Поиск
Календарь
Ноябрь 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024