Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.05.2024, 23:22

Благовещенская специальная (коррекционная) школа-интернат...

Меню сайта
Категории раздела
Планирование на текущий месяц. [0]Текущая неделя. [0]
Сегодня. [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Чернова Ольга Владимировна.

 
 
Интегрированный урок как технология модернизации системы обучения детей с проблемами интеллектуального развития Ольга Владимировна Чернова Благовещенская специальная (общеобразовательная) коррекционная школа-интернат .

Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д. Ушинский

В последние годы в педагогической практике остро встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся в связи с необходимостью преодоления противоречия искусственного расчленения урока по предметному признаку. В «расчленённом» уроке ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в интегрированном обучении.
Так что же такое интеграция? Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Ещё В.И. Вернандский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи «человек – природа», отмечал, что учёные в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня – важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно связанной с принципом дифференциации.
Таким образом, становятся понятными цели интегрирования:
1. Расширение предметов познания.
2. Соединение теоретической подготовки с практической, что способствует формированию обобщённых видов познавательной деятельности.
3. Повышение авторитета теории в сознании учащихся.
4. Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка.
Однако, прежде чем, проводить интегрированные уроки в системе, педагогический коллектив должен согласовать учебные программы по предметам, обсудить и сформулировать общие понятия, согласовать время их изучения, организовать взаимные консультации. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах дисциплин. И, наконец, планировать тематику и конспекты уроков.
Опыт работы показывает, что при планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. Определить главную цель интегрированного урока, исходя из которой будут сформированы сведения необходимые для её реализации.
2. Определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. Тщательная координация действий учителей при проведении урока.
Считаю правильным, интегрированный урок разделять по способу организации на 2 основные формы: конструирование и проведение уроков двумя или более учителями различных дисциплин и конструирование и проведение уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам. Представляется важным также деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения. Вертикальное охватывает однородный материал из программ разных лет обучения.
Многолетняя практика педагогической работы в коррекционной школе VIII вида показывает, что у учащихся старших классов резко падает интерес к учёбе.
Причин тому несколько:
- сконцентрированное, сжатое построение программ вызывает у подростков чувство надоедливого знакомства;
- дальнейшее усложнение содержания учебного материала делает его недоступным большинству учащихся, что снижает учебную мотивацию;
- у подростков в рамках возрастного кризиса наблюдается снижение успеваемости и работоспособности в связи с возникновением нового типа отношений с взрослыми и сильными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
Проведённый мною анализ математических умений и навыков учащихся показал, что «слабые» в математическом плане учащиеся не усваивают программу по труду и наоборот. Следовательно, умственно отсталые школьники не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными на различных школьных предметах, перенести знания в иные условия и актуализировать их.
Задача учителя – показать, что знания, полученные по одному какому-либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам. Этого можно достичь, используя на уроках математики знания учащихся по швейному делу. При этом основное внимание надо уделять формированию у учащихся важнейших в практическом отношении умений и навыков (разметка, вычисления, техника счёта, измерения, составление чертежей, определение масштаба, расстояния и т.д.), доведение до автоматизации навыков устных и письменных вычислений, улучшение подготовки к жизни за счёт сообщения учащимся сведений, фактов, численных данных, имеющих отношение к жизненной повседневной практике.
На уроках математики, так, же как и на уроках труда, развивается пространственная ориентировка. Учащиеся учатся показывать и называть верх, низ, левую и правую сторону, середину листа бумаги (детали), правильно размещать на листе бумаги аппликации, геометрические фигуры (выкройки изделий на ткани) и т.д. При работе с бумагой они учатся производить разметку по шаблону, линейки, закрепляя знания мер длины и совершенствуя навыки измерения. Объяснение математической части материала на уроке труда учителем математики облегчает понимание специфического, практического применения этого материала в трудовой деятельности, так как методы словесного объяснения, постановки вопроса, употребление математических и геометрических понятий, терминов, их подача зачастую очень разнятся у учителя математики и учителя трудового обучения.
Учитывая выше сказанное, мною совместно с учителем трудового обучения был разработан урок для учащихся 6 классов под названием «Обработка прямоугольного кармана тесьмой. Вычисление периметра четырёхугольника», приведенный в Приложении А. Данный вид урока, на мой взгляд, является особенно продуктивным и эффективным. Умственно отсталые школьники характеризуются трудностями в переносе знаний, поэтому появление учителя математики на уроке труда играет роль психологического «выключателя», позволяющего включить математические знания в процесс практической работы на уроке трудового обучения.
Интегрирование предметов математики и трудового обучения позволило нам расширить и углубить предметы познания, ликвидировать дублирование и сокращения времени на изучение, отработку и закрепление данной темы:
- по виду интегрирования – это межпредметная связь, которая, по исследованиям психологов, на первоначальных этапах включения учащихся в познавательную деятельность сыграла роль побуждающего стимула;
- по форме интегрирования – новая технология;
- по уровню – инновационная, так как представляет собой высокую форму воплощения межпредметной связи на качественно новой ступени обучения, что способствовало созданию в сознании учащихся целостной картины мира.
Кроме того математика – уже сам по себе интегрированный предмет, который сочетает в себе алгебру и геометрию. Следовательно, в основе объединения предметов математики и трудового обучения лежит двойная интеграция.
Исходя из выше сказанного, интеграция предметов математики и трудового обучения как новая технология позволила нам добиться поставленных задач:
- решить проблему разобщённости разных предметов;
- исключить повторы в разных учебных дисциплинах;
- углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
- повысить творческий потенциал учащихся;
- расширить информативную ёмкость урока.
Для этого при разработке данного урока нами были использованы следующие методы и моменты:
1. Организационный момент, предусматривающий рефлексию учащихся, ассоциацию настроения прослушанной музыки с цветом сигнальных карт.
2. Метод наглядности – приём сообщения условий задания: геометрические фигуры, детали фартука из различных тканей, пиктограммы, шаблоны карманов, раздаточные листы тестов на релаксацию, а также музыкальное оформление, которое способствовало развитию эстетического воспитания учащихся.
3. Словесный метод: беседа, в ходе которой учителем математики отрабатываются на уроке встречающиеся понятия по определению периметра, геометрических фигур с точки зрения математики.
4. Метод объяснения и практической работы с вычислением периметра кармана, отмером и отрезанием длины тесьмы по полученным результатам, с постановкой дополнительных вопросов к учащимся для активизации внимания, точного выполнения работы.
В ходе урока корригировались недостатки в моторике учащихся в процессе выполнения практических упражнений, зрительного восприятия. Ценность интегрированных уроков на мой взгляд заключается в том, что у наших детей наиболее развито наглядно-образное мышление, привязанное к ситуации. Интеграция даёт возможность перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению, показывает мир во всём многообразии с привлечением научных знаний в области трудового обучения, что способствует включению эмоций в процесс познаний.
Интегративно-тематический подход предусматривает объём знаний не одного урока математики, а целой учебной темы. При этом урок дал конкретные результаты:
1. повысил уровень знаний;
2. усилилось эмоциональное развитие учащихся;
3. возрос познавательный интерес;
4. произошло включение учащихся в творческую деятельность.
Все использованные приёмы и методы позволили наглядно показать умственно отсталым школьникам необходимость изучения математики и значительно повысили интерес к данному предмету и теме. Интеграция, как цель обучения, даёт ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как система, учит его представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Таким образом; интегрированный урок, в связи с существенным повышение роли творческой самостоятельностью учащихся, является одним из условий модернизации системы образования в современных условиях.

Список использованной литературы:
1. Калинская С.Г. Интеграция как способ активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2. Собина Т.В., Якушева Н.Е. Проведение совместных уроков швейного дела в процессе обучения умственно отсталых школьников // Дефектология - №-3 – 2005 – С. 25 – 27.
3. Чернова О.В. Самоанализ интегрированного урока по теме «Москва и её строительство». 2004. 4. Чернова О.В. Самоанализ интегрированного урока по теме «Обработка прямоугольного кармана тесьмой. Вычисление периметра четырехугольника». 2007.
Поиск
Календарь
Ноябрь 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024